Статьи пока что переносятся с нашего старого сайта, пока что вы можете почитать их там

 Статьи пока что переносятся с нашего старого сайта, пока что вы можете почитать их там https://agat-zub.ru/stati-po-zolocheniyu

Читать дальше

Пуансоны "забивка фона". Какой лучше круглый или треугольный?

 Что такое забивка фона? Какой пуансон выбрать для реставрации старинных работ?Позолотчики в России в предшествующие революции века постепенно вырабатывали свой стиль украшения икон и иконной позолоты. Так стало возможным выделить несколько стилей позолоты, про которые мы подробно написали в этой статье "Стили позолоты и украшения икон" . В текущей статье мы хотим остановиться на уже конкретной практической задаче, которая нередко стоит перед иконописцами и реставраторами, которые хотят скопировать или восстановить работы позолотчиков икон 18-19 веков. Это так называемая "забивка фона", когда с помощью агатов или специальных инструментов делалась штриховка или забивка с помощью специальных пуансонов. 


 Элемент фона иконы из храма с. Спас-Заулок, МО. На данном образце золото практически ушло в тех местах где не было прочеканено сверху, полимент тоже едва сохранился. Хорошо видны разные стили забивки фона "гвоздик" (здесь мы используем фигурные пуансоны №№15,16 треугольники и 17,19 круги), штриховка крупная (прорезь) и мелкая (царапки) (и то и другое выполняем агатовым зубком или №3 или №5 или №6 по выбору. ), разница в силе и характере нажатия ), а так же завитушки "улитки" забитые своим собственным пуансоном из нескольких точечек. Нажав на фото можно рассмотреть его ближе. 

 Это, наверное, классический вариант исполнения чеканки по левкасу 18-19 веков. 

 Другой ценный для изучения нами вариант с уже сохранившимся золотом, из музея.Элемент иконы Богоматери из Владимирского музея. Если нажать на фото и увеличить, можно хорошо рассмотреть забивку "гвоздик" здесь мы используем фигурные пуансоны №№15,16 треугольники и 17,19 круги), забивку точками внутри нимба (мы выполняем ее вот таким инструментом - пуансоном точкой), забивка "крестиком" вокруг нимба, "рыбья чешуя" по фону (мы выполняем ее фигурным пуансоном №11) и штриховка фона царапками агатом (мы используем для этого агатовый зубок или №3 или №5 или №6 по выбору. )Также икона из музейной коллекции Очень интересный образец исполнения чеканки на иконе. Фон размечен геометрически (о том как правильно наносить орнамент в том числе и геометрический, мы описали в этой статье), внутри квадратиков проставлен пуансон "ромашка" (фигурные пуансоны №3 и №18 из нашей коллекции). Сами геометрические полоски сверху прочеканены пуансоном близким к нашему №25 - "Веревочка". Вдоль орнамента по полям высталены точки (мы выполняем их вот таким инструментом - пуансоном точкой ), но не забивкой, а вдоль линий прорези. В самом верху иконописной доски у Спасителя выполнена прорезь-штриховка агатом уже поверх золота. Нимбы у святых выполнены геометрическими лучами. Этому и многому другому мы обучаем на нашем уроке по резьбе и чеканке по золоту. Фрагмент иконы святого из рижского храма Благовещения. Наверное один из самых встречающихся орнаментов на иконе. Забито все пуансонами сделанным скорее всего в виде палочки и полукруга с прорезями-зубцами, по типу верха крепостных башен; так же есть штриховка агатом. Обратите внимание, поля иконы залиты масляной краской, она отшелушивается (о том почему так делать нельзя, и каким образом можно залить поля - мы описали в этой статье. )Так же часто встречающийся вариант орнамента (раньше мастера не слишком усердствовали в разработке новых орнаментов для икон "повседневного обихода" в храмах, поэтому действительно интересные варианты авторского орнамента можно встретить чаще всего в музеях и частных коллекциях, в храмах же чаще можно встретить 3-5 повторяющихся паттерна. Мы же взяли на себя дерзновение и труд обучать учеников на наших итоговых уроках по "Разработке и комбинированию орнамента", завершающих курс золочения разработке новых, интересных, гармоничных орнаментов, не отходя при этом от классического русского стиля. Подробнее об наших уроках можно прочитать тут. А для тех кто только познает азы позолоты на полимент, у нас есть базовый урок по резной позолоте и чеканке, где мы будем учиться как правильно вырезать орнамент, чтоб в местах прорезей, например, не было дырок и как правильно и аккуратно чеканить узоры на иконе. А готовые орнаменты можно брать пока что на нашем сайте в разделе ОрнаментыТаким образом рассмотрев несколько хороших образов икон выполненных в русском стиле с чеканкой, мы можем увидеть следующих виды популярной в этом стиле "забивки фона".Забивка "гвоздиком" - мы используем для этого вида забивки 4 пуансона №15, №16, №17 И №19. Первые два 15 и 16 - в форме треугольников разных размеров - ими мы удобно подлазим под острые углы различных завитушек и прочих сложных элементов. Номера пуансонов 17 и 19 - круги разных размеров -используются для забивки по большой поверхности фона. Обычно их комбинируют, треугольник и круг. Ставить эти забивки нужно одну на другую, можно и с нахлестом. Разные размеры штампов - для разных размеров орнамента, иметь все 4 сразу не обязательно.Забивка "точками". Иногда мы ее называем и "греческой" забивкой фона, так как во многих византийских музеях Греции если и была какая-то чеканка, то только точками. Со временем конечно под влиянием Возрождения и итальянцев чеканка стала более пышной, со сложными узорами, но и иконопись сама часто менялась от классической Византии в западную сторону. Ставим мы такую точку специальным Пуансоном точкой №0, в целом это вообще достаточно универсальный инструмент, как им разнообразно работать мы показываем на наших мастер-классах. Штриховка фона крупная (прорези) и мелкая (царапки) - ее мы производим с помощью агатов №3 или №5 или №6 по выбору . В зависимости от силы и характера давления можно получить совершенно разный интересный результат."Веревочка" - полоска с диагональными надсечками, из нее можно под линеечку сделать длинную линию-"веревочку" . "Веревочки" в целом дело авторское, и наверное относится к последнему пункту нашего обзора, но тем не менее мы подготовили "веревочку" в своем понимании и выражении. Посмотреть ее можно вот тут Пуансон №25 . Как и пуансоны забивки фона, "Веревочка" пользуется у нас популярностью особенно среди реставраторов. Прочие авторские штампы пуансонов. Каждый мастер позолотчик нередко делал себе инструмент самостоятельно и никому своих секретов не выдавал. Даже сейчас, мастера в таких крупных центрах российского позолотного мастерства как Палех, Холуй, Рыбинск и других прячут друг от друга секреты и не выдают их никому, кроме как внутри своей семьи. Поэтому так сложно восстановить пуансоны, штампы старых мастеров, ведь в основном они не оставили после себя никаких инструментов для широких масс.Инструменты и молоток для чеканки. В первую очередь это конечно для басмы, но возможно чем-то подобным работали и по иконной доске. Иногда в музеях можно встретить что-то интересное из инструментов для обзора, иногда что-то мы стараемся скопировать или творчески переработать с музейных или храмовых икон, что-то придумываем самостоятельно. Наше собрание всевозможных пуансонов на данный момент состоит из 26 различных штампов, посмотреть их можно тут. Более подробно про каждый штамп и примерное место его применения можно будет прочитать в этой статье, ведь текущая в первую очередь про "забивки фона". Мы постоянно стараемся добавить что-то новое в нашу коллекцию и сделать доступным для других иконописцев-позолотчиков. Все наши пуансоны - абсолютно все понятно где и как применять, каждый из них разработан не по принципу "О, классный узор, надо сделать!", а для каждого мы сначала находим применение в узоре и рисунке. Мы разрешаем копировать материалы данной статьи на любом ресурсе, однако просим всегда сохранять указание на изначальный источник публикации - //agat-zub.ru/stati-po-zolocheniyu/puansony-zabivka-fona-kakoy-luchshe-kruglyy-ili-treugolnyy


Читать дальше

Как сделать икону с орнаментом на золоте

 Для украшения иконы часто применяется сусальное золото, которое может быть отполированным либо нет, все зависит от иконописного стиля иконы. Подробнее о стилях позолоты и их сочетании с иконописными изображениями вы можете прочитать в этой статье.Помимо простого нанесения золота в русской иконописной школе (да и во многих других) применяется нанесение на иконописную доску всевозможных орнаментов. Сделать это можно двумя способами. Первый подойдет для начинающих иконописцев-позолотчиков, а также при выборе сложного или геометрического орнамента. Этот способ подразумевает предварительную резьбу специальными инструментами – их называют цировки либо графьи (об этих инструментах у нас есть отдельная статья) – на левкасе, после чего наносится полимент и сверху золото. После нанесения полимента и золота орнамент может немного «утонуть», перестать быть настолько отчетливым как до этого. Его можно оставить как есть, но лучше углубить, уточнить орнамент поверх золота с помощью агатовых зубков специальных форм.

Читать дальше

Как выбрать цировку (графью) и где какой тип инструмента нужно использовать

Существует 2 вида цировок – острые и тупые. 

Острые цировки использует большинство иконописцев и позолотчиков, однако мы рекомендуем обратить внимание на тупые цировки (графьи).

 Их преимущество состоит в том, что, во-первых, они дают толстую, жирную линию, которая в большинстве случаев нам как раз и нужна для орнамента. А во-вторых тупые цировки не выцарапывают, а продавливают левкас, за счет чего края прорези остаются покатыми, без острых краев и золото в таких местах не рвется. Поэтому в 80% случаев мы используем в работе тупые графьи, этому же мы учим и на наших мастер-классах по золочению. 

Читать дальше